Августа > Статьи > О вологодском кружеве

О вологодском кружеве

Узорные пелерины, воротники-паутинки, изящное  переплетение мерных проставок — все это вологодское кружево. Создают плетеное диво, как и полторы сотни лет назад, ручным способом. На специальной подставке — пяльцах - устанавливают подушку-кутуз, набитый головицей, опилками или сеном валик. На подушке с помощью булавок закрепляют сколок, картон с прорисов­кой будущего узора - своеобразную технологическую карту. Льняные нити кружевница свивает на вересковые палочки-коклюшки. Можно плести.

Штучные изделия выполняются в технике сцепного кру­жева на 6-10 парах коклюшек. В подушку вонзают медные бу­лавки, на них крепят нить. Начинается мерный перезвон коклюшек. На сколке появляется кружевной узор... С помощью булавок выплетаемый узор держится на подушке, части орнамента сцепляются между собой.

Мерное кружево может быть и сцепным, и парным. Многопарные кружева более трудоемки, чем сцепные. Изделие выплетают на сорока и более парах коклюшек в зависимости от плотности и ширины вещи, единым массивом, в котором сочетаются основные элементы. В вологодском кружеве их четыре: полотнянка-велюшка, сетка,-плетешок, насновка..

Впервые жители Московского государства познакомились с западноевропейским кружевом на рубеже XVI-XVII вв. Вели­кий Северный торговый путь из Европы в Архангельск и далее на Москву проходил через Вологду.

 

Кто же эти талантливые люди, создающие шедевры искусства? Какой же тяжелый труд кружевниц?

 

«Нетающий иней»

У нее пальцы пианистки. Но они с неуловимой быстротой ударяют не по клавишам, инструмента, а перебирают певучие вересовые коклюшки, подцепляют нитку вязальным крючком, Коклюшки словно сами взлетают над белой подушкой — валиком, над сколком, картонным с узором над незаконченным галсту­ком из черного ириса -блестящей прочной нити. Звяк-позвяк коклюшечки, словно градинки стучат о хрусталь. И меж рядов золотистых булавок ложится, извиваясь, затейливый узор: «новинка» — двухрядной змейкою центральная линия из широкой плотной тесьмы; между ее извивами «насновки», плотные, даже рельефные четырехлепесткрвые цветы, похожие на по­левую гвоздику; «плетешки» — треугольнички из шнурочков, сплетенных в четыре нитки; весь фон — из тончайшей, как: паутинка, ажурной редкой сеточки А в серединной части галстука, среди черных «берегов», струится «ручеек» из серебряной нити. И все это без единого узелка.

Плели здесь и мерные кружева многометровыми ку­сками— «гуси» да «подвесы», ленты, прошвы и все­возможные штучные изделия: из шелковых нитей шарфы и косынки, перчатки, манжеты, воротащчки, а то и целые кофточки для городских модниц.

Традиции сцепного вологодского кружева сложи­лись в первой половине XIX века. Толчком к рожде­нию новых технических приемов явились ручные кру­жева, выполненные из фабричной узкой тесьмы, кото­рая выкладывалась по рисунку и объединялась иголь­ными розетками. Вологодские мастерицы воспроизвели подобные кружева на коклюшках. Обогатив их новы­ми орнаментальными мотивами и решетками, кружев­ницы получили узор в виде гипюров, который стал называться «вологодским манером…»

 

Вологодское кружево снискало себе мировую известность и стало символом всего русского кружева. Произведения северных кружевниц отличаются мягкими, плавно изогнуты­ми линиями орнамента; композиции строятся, из растительных стилизованных мотивов чаще всего в зеркальной симметрии. Узор на изделиях обычно располагается широкими каймами, центрическими кругами или полосами, орнаментальные композиции могут быть вписаны друг в друга или заполнить все изделие, образуя просветы из легких плетешковых решеток. Гибкие ветви с нежными петлеобразными листьями, трилистники, круглые и вытянутые ле­пестковые розетки, веерообразные цветы и целые каскады пышных цветочных соцветий образуют декоративные динамичные композиции. Часто в травные узоры мастерицы вплетали изображения сказочных птиц. Вологодские кружева славятся бога­тым разнообразием фоновых решеток, легких, про­зрачных и ажурных, придающих всем изделиям особую драгоценность.

Кружево, как и прежде, считается драгоценной областью народного творчества, оно вызывает прекрасные чувства, дарит нам красоту и гармонию.

 

Быков А.В. Пава и древо: очерки истории вологодского кружевоплетения.-Вологда: МДК, 2004.-80с.: илл.

Варюхичев А.Г. Сказы о самородках. Северо-зап.кн.изд-во - Архангельск, 1978

Лукашева Р.А. Русское кружево.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.- 144 с.: ил.- («Основы худорественного промысла»).

 

автор: 
01:10 31.07.2010

Комментарии0

ОтменитьДобавить комментарий



вверх